Home Психология Деньги – зло?

Деньги – зло?

by admin

Иногда вы можете услышать в разговоре такую фразу, деньги зло или все беды от денег. Так ли это? Я люблю читать историю,  особенно ту ее часть которая касается первой половины 20го века, феномен СССР не дает мне покоя, ведь, впервые в известной истории человечества, в отдельно взятом государстве, империи, населенной многими народами был постулирован принцип человечного отношения к денежной массе, ее убрали из приоритетных целей, заменив принципом коллективизма. А именно братство, равенство, справедливость.

 Мы не можем без денег, по сути данная масса играет роль условной крови в общественном теле, позволяя осуществлять эволюцию или наоборот разрушать наш коллективный организм.

Все зло не от них, а от их распределительных механизмов банковского сектора, который дабы не высвечиваться придумал для населения земного шара идеологию марксизма, выдав ее за новую библию для атеистов, возведя в ранг врага человечества мифического буржуина. Ведь по сути буржуй или как в прошлом говорили советские пропагандисты, эксплуататор, это такой же как мы с вами человек, умеющий создавать схемы получения денежного потока в обмен на труд, идею и иные аспекты в которых в том числе включены и те кто учувствуют в его деятельности на правах наемной силы. Этот человек как и вы и я зависит от различных кризисов, спадов и подъемов, спроса и предложения, а кто от этого защищен? Банковский сектор, именно ростовщики, владеющие всей механикой распределения, хранения и создания денежной массы и являются основными негодяями из за которых нормальное общество всегда превращается в слоеный пирог.  Создаются кризисы и зачинаются войны. Почему именно от них, эта верхушка управляющий центр а значит те кто имея огромный ресурс, устанавливает правила по которым живут остальные. Деньги важны, но еще важнее умение правильно установить рамки в которых общество будет их использовать созидая либо разрушаться противоречиями.

Адам Смит, основатель классической экономики, считал что деньги чисто человеческая придумка, отчасти он прав говоря  “никто никогда не видел, чтобы собака честно и преднамеренно обменивала одну кость на другую с другой собакой”, – Никто никогда не видел, чтобы одно животное своими жестами и естественными криками показывало другому, что это мое, что твое”. Однако даже животных можно приучить к использованию денежной массы.

В лаборатории больницы Йель-Нью-Хейвен США семь обезьян-капуцинов были обучены пользоваться деньгами. Мы можем оценить на основе этого эксперимента, как наличие денег создает расслоение и понять что именно те кто устанавливает правила, и несут ответственность за результат.  Учеными капуцины как вид обезьян считаются самыми не смышлеными, а так же зацикленными на еде. Говорят они могут есть и просить еще, объевшись, выворачивать желудок и бежать за едой опять, в том числе эти обезьяны помешаны на сексуальных контактах, поэтому эксперимент начался с еды.

Экономист из Йельского университета Кит Чен и психолог Лори Сантос,  создали условия когда в обмен на труд а именно нажатие рычага с силой в 8 килограмм, для маленьких капуцинов это тяжело, те получают вознаграждение в виде ветки винограда.  Обезьяны нажимали и получали еду.  Вам будет любопытно, но мировая экономика похожа не на науку о цифрах и статистике, она сродни психологии, где ученые изучают стимулы которые вызывают в людях отклик и выводят закономерности этих процессов.  Ведущие экономисты изучают такие темы, как проституция,  зависимости,  управление толпой, тренды, запросы и так далее. Все просто, люди это потребители изучая психику потребителя можно спрогнозировать экономическую динамику.  Именно банковский сектор постоянно оплачивает исследования нейробиологов, социальных психологов, эволюционных биологов. Человек давно посчитан, изучен и отнесен в определенную категорию в которой он ресурсная единица. Но мы продолжаем.  

Когда обезьяны приучились к динамическому стереотипу, труд в обмен на еду, вместо винограда, им стали выдавать серебристые кружочки с дыркой посредине, что соответствовало аналогу денег. В течении нескольких месяцев ученые приучали капуцинов, деньги ценны, они не потеряют ценность и завтра, в обмен на эти кружочки можно получить еду. Когда подопытное сообщество усвоило алгоритм, начались серии коротких экспериментов. Обезьян приучили что один жетон дают за дерганье рычага, жетон можно обменять на одну кисть винограда, жетоны лежат на подносе в маленькой камере соединенной с основной, взять их все и обменять на еду нельзя, потому что один жетон это выполненная работа. Поэтому обезьяна дергала рычаг, шла в соседнюю камеру, брала жетон и подходила к окошку в котором в обмен на монету получала от экспериментатора кисть винограда яблоко, газировку, желе. Экспериментаторы увидели, если играть ценой товара, например понижать стоимость объектов обмена, за один жетон отдавать два яблока, обезьяны начинают покупать именно их, хотя в сравнении с виноградом, по вкусу яблоко было кислым и менее предпочтительным. В том числе общество обезьян воспроизвело проституцию, когда одна особь обменивала жетон за сексуальную услугу. Был случай воровства, при котором одна из обезьян схватив поднос со всеми жетонами и отбиваясь от людей охранявших его попыталась пронести в общую камеру в итоге рассыпала и защищая их от своих сородичей пытавшихся подобрать.

В целом  обезьяны вели себя подобно людям, экономили, пытались копить, обменивали жетоны на секс, покупали дешевую но менее вкусную пищу ориентируясь на ее стоимость, когда могли воровали.    Деньги сами по себе механизм регуляции и важно понять главное, они средство которое усиливает те качества которые и так присутствуют в человеке. Жажда власти у имеющего деньги усиливается а милосердие исчезает, тот кто был добросердечным и имея деньги станет тратить их на благое, помогать другим, такие случаи не редки, а у того кого эти качества не развиты, имея средства проявит те что в нем внутри доминируют, показное поведение, презрение к другим, безжалостность. Поэтому важно осознать в нашем обществе возможно развиваться только исходя из механизмов социальной справедливости, старики не способны конкурировать на равных с молодыми, дети не достигли своего потенциала, нищие никогда без помощи из вне не выберутся из долговой ямы. Общество построенное на бесчеловечном принципе кто сильнее тот и прав, не способно к развитию, в нем преобладают иные структурные процессы чем в социуме где люди стремятся сообща приумножить уровень своего развития и жизни. Мы и наблюдаем сейчас как некогда вторая экономика планеты, превратилась в бензоколонку.

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий