Home Психология Единство

Единство

by admin

Мы из «совка» ушли, а «совок» из нас нет. На дворе кризис, если не сказать больше. А значит, настало время, объединив усилия, преодолеть трудности сообща. Звучат громкие слова, фразы про единую родину, общего врага, поруганную историю и прочие мотивирующие смыслы. Все это правильные мотивы, как говорится один в поле не воин.

После развала страны советов, политическое и экономическое устройство нашей родины изменилось кардинально. Осваивая бывшее советское наследие, владельцы оценивали лояльность населения по степени максимальной отстраненности его от управления жизнью страны. Фразы – смотри за собой, а что лично ты сделал для родины, не нужно считать чужие деньги, транслировались постоянно.   В конечном итоге, появилась страта, в руках которой сконцентрировалось около 60 процентов  ресурсов страны. Концепция – рынок все отрегулирует, привела к крайне высокой степени социального расслоения, огромные доходы руководящих звеньев владетельной структуры явно выделялись на фоне копеечной доходности остального населения. А сверхцентрализованный административный аппарат формировался по принципу – такое положение дел удерживать. В новом времени нам навязчиво внушали, что дедушка Ленин блаженный идиот, ну разве не глупость утверждать… Государство – это аппарат насилия в руках господствующего класса или  право – это воля господствующего класса, возведённая в закон… (В.И. Ленин)

Хотя если вдуматься, в этих определениях нет ничего плохого, они формулирует суть явления. Например, заменив правящий класс на рабочих и крестьян, мы получим, что диктатура этого класса стремится выстроить государственную политику в ключе интересов рабочих и крестьян. А поставив во главу угла интересы капитала, то и здесь все понятно. Наше мышление никак не отвыкнет от мысли, будто бы те, кто печется о нашем будущем, исходят из общенародных интересов. Наше будущее, безусловно, заботит этих людей. По факту, у нас как бы две страны, в одной живет большинство, а другую нам показывают по телевизору. В этой льющейся из СМИ метавселенной, социально ответственные бизнесмены, в меру неподкупные чиновники и иные ответственные соц.работники ведут бой с общенародными врагами за промышленность, сельское хозяйство, науку, медицину, народное благоденствие и процветание, а пока они ведут бой, нас просят подождать, потерпеть и не отвлекаться на несущественное.

В периоды покоя такое положение дел приемлемо. Разобщенность человеческой массы сводит роль личности к выполнению базовых потребностей, нивелируя генерируемую ей энергию на повседневность. Другое дело – времена смут, катастроф и войн. В них фактор всенародной поддержки «курсу партии» ключевой для выживания государства. В такие моменты государству важна сумма внутренней энергии общества, которая может быть преобразована в полезную работу. Работа без выходных, с превышением разумной нормы у станка, в поле, самоотверженность, жертвенность максимальная отдача и так далее. При этом личность, растворившись в большинстве, не требует что-то для себя, все на благо родины, все для фронта. А вот дестабилизирующим фактором в катастрофичный период, как раз и выступает индивидуальная энергия, которую отщепенец преобразует в несогласованные действия в личных интересах. И чем больше таких индивидуальностей в критичный для отчизны момент, тем менее у нее возможностей его пережить в прежнем виде.  Проблемы общества живущего по принципу – моя хата с краю или мы вам ничего не должны, это ваши проблемы, в том, что оно не стремится к объединению для выживания, наблюдая как некогда правящая и утопающая в роскоши страта мечется меж молчаливых холопов, призывая к своей защите, апеллируя к братству и солидарности во имя благой цели, спасения отчизны. Я, если что, про падение царского режима в 1917 году.

Для создания сплачивающего состояния в мире людей не придуманы иные методы, кроме взывания к эмоциям и чувствам. Почему? Потому что человек с рождения, адаптируясь к среде, формирует поведенческие программы на основе базовых инстинктивных программ, доставшихся по наследству от животных.   

Животное не может быть иррациональным, оно – предсказуемо в коридоре своих инстинктов, которые напрямую связаны с чувствами и эмоциями. Чувства – первичный отклик на ситуацию, они призваны через гормональный сдвиг дать энергию выживательному алгоритму, бей-замри-беги. Это в дальнейшем в людях или одомашненных животных чувственный аспект дополняется новыми поведенческими программами. Но при смертельной опасности или той, что таковой посчитал разум, наше животное берет вверх над человечным. Кстати, по этой причине возрастные люди более адекватны, чем молодежь, ее спонтанность и поведенческие вспышки менее контролируемы человеческим и больше соотносятся к животному началу. С теми, кто находится под воздействием алкоголя, наркотиков или ситуативной критичности среды, тоже самое. 

В человеке инстинкты, лишь часть побуждающих мотивов, чем разумнее и развитие личность, тем выше в этих мотивах доля свойств, приобретенных в ходе социальной эволюции. Нравственность, мораль, нормы права сообщества, государства и прочее призваны сдерживать в нас эмоциональность и чувственность животного начала.

 Поэтому, дабы не дать человеку осмыслить какой-либо сюжет с позиции разума, пропаганда стремится максимально заставить осмыслять его с позиции чувств и эмоций в таком ключе, способность мозга оперировать различными фактами снижается, потому как алгоритм выживания не предполагает долгих размышлений, сужая поле восприятия до простых понятий.

Связанность единиц человеческой общности основана на экономической целесообразности. Если экономика выстроена на принципах, где меньшинство владеет почти всем ресурсом большинства, социальная масса будет не консолидироваться, а фрагментироваться.   Коэффициент полезного действия общества с глубоким социальным расслоением в период кризиса и социальных катастроф критически низок. Поэтому основная связанность нашего социума возникнет не на почве увещеваний о попранной исторической правде и борьбе с вероломным национализмом, а в ходе реальных изменений в экономическом и политическом пространстве. Описывать требуемые шаги не имеет смысла, они довольно очевидны. Я лишь хотел подсветить состояние нашего социума, показав, что без кардинальной перестройки его структуры получить в нем связанность и направить ее в нужное для выживания русло получится едва ли.  

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий