После исхода Белой армии на Дальнем Востоке, вторым местом, где поселилась крупная община казаков из Забайкалья, стал город Шанхай. Этот многонациональный, свободный портовый город, в состав которого входили иностранные сеттльменты под международным управлением, был весьма привлекателен для эмигрантов. Первые казаки-забайкальцы прибыли в Шанхай в сентябре 1923 года, на судах Сибирской флотилии, в составе Дальневосточной казачьей группы генерала Глебова. Почти два года казакам пришлось прожить на кораблях, пока местные власти разрешили им сойти на берег. Впоследствии в Шанхай через Харбин и Тяньзинь прибывали другие забайкальцы – эмигранты в надежде найти высокооплачиваемую работу.

Оказавшись в чужом огромном городе, казаки не растворились в среде других эмигрантов. И, как пелось в старой казачьей песне – «не застыла в нас кровь казачья»: казаки различных Войск пришли к идее создания единой организации – «с целью объединения находившихся в Шанхае казаков для взаимной поддержки и сохранения казачьего единства». Результатом этого стало образование в апреле 1925 года «Казачьего союза в Шанхае». Этому предшествовало ряд организационных собраний, в ходе которых был принят устав, установлен список учредителей. Учредителями казачьего союза стали: Семиреченского казачьего Войска присяжный поверенный И.Н. Шендриков, Сибирского казачьего Войска войсковой старшина А.Е. Грызов, Донского казачьего Войска генерал-лейтенант М.И. Афанасьев, Иркутского казачьего Войска генерал-майор П.П. Оглоблин, Оренбургского казачьего Войска генерал-майор В.А. Бородин, Амурского казачьего Войска есаул В.В. Сараев. От Забайкальского казачьего Войска учредителем и членом правления стал статский советник Георгий Яковлевич Селиванов. До эмиграции Селиванов служил в войсковом правлении. В 1917 году исполнял дела атамана 1-го Военного Отдела ЗКВ. Служил в должности интенданта в Дальневосточной казачьей группе.
Стоит отметить, что забайкальские казаки были объедены в организацию, еще находясь в Приморье, где была создана «Комиссия по улучшению быта беженцев Забайкальской области», председателем который был назначен полковник Казаков. После эвакуации из Приморья в Корею, забайкальцы объединялись в казачьи станицы по земляческому принципу: Читинскую, Борзинскую, Даурскую и т.д. Эти станицы оказывали своим членам посильную моральную и материальную помощь. В Шанхае, в среде выходцев из других казачьих войск, забайкальские казаки объединялись в единую станицу – Забайкальскую.
К 1929 году союз объединил в себе 10 казачьих станиц: Амурскую, Донскую, Енисейскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кубанскую, Сибирскую, Семиреченскую, Уральскую, Уссурийскую. Организация проводила большую общественную работу для обустройства жизни казаков. Были открыты торговые предприятия, учреждены школы и клубы, создано насколько общежитий для казаков, одно из них для семейных забайкальцев. Также было организовано бюро труда, курсы шоферов и изучения английского языка. Выделились средства на развитие культуры. Была организована касса взаимопомощи. Безработным членам союза выплачивались временные пособия из резервного фонда. В сентябре 1929 года был открыт «Казачий дом», который стал административным и культурно-просветительный центром шанхайских казаков.
Для членов союза был учрежден нагрудный членский знак. Знак представлял собой овальной формы лавровый венок, завершающийся лентой бело-сине-красного цвета и увенчанный золотой короной, в центре овала, на фоне различных цветов, рельефное изображение скачущего на коне казака с пикой в правой руке. Венок к нижней части пересекала лента, на которой шла надпись в две строки, на одной стороне «КАЗАЧИЙ СОЮЗ» на другой-«ШАНХАЙ 1925». В нижней части венка располагалось изображение креста ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Подложка для знака, была цвета войска: красного, синего, желтого. Желтая подложка для войск: Забайкальского, Енисейского, Иркутского, Амурского, Уссурийского.

Несмотря на высокую конкуренцию на рынке труда в Шанхае, казакам удалось найти для себя профессиональные ниши. В январе 1927 года генералом Ф.Л. Глебовым был сформирован отряд из казаков Дальневосточной казачьей группы, который вошел в состав Шанхайского волонтерского корпуса. Отряд состоял из двух рот и одной пулеметной команды, численностью около трехсот человек. Впоследствии отряд за заслуги перед муниципалитетом был переведен на положения постоянного отряда. За особые заслуги отряд 16 февраля 1932 года был преобразован в Шанхайский русский полк Шанхайского волонтерского корпуса. Всего в состав полка входило четыре роты, набранные из российских эмигрантов. Командиром полка с 1933 года являлся офицер Забайкальского казачьего Войска, Георгиевский кавалер Семен Дмитриевич Иванов, находившийся на должности до момента расформирования полка в 1947 году.

В 1931 году на территории французской концессии в Шанхае, был создан русский волонтерский отряд, подчинявшийся французской полиции. Волонтеры в русский отряд набирались из бывших военнослужащих Белой армии, эмигрировавших в Шанхай, в числе которых были эмигранты-казаки. В марте 1932 года русский отряд был переформирован в роту вспомогательных агентов французской полиции. Отряд выполнял охранную службу на концессии. Служащие отряда работали также и в уголовном отделе полиции концессии. В 1944 году отряд вошел в состав Шанхайской муниципальной полиции.
Другой высокооплачиваемой работой для казаков стал труд телохранителя. В Шанхае проживало много богатых китайцев, наживших состояние на торговле, ростовщичестве и других коммерческих предприятиях. Эти люди и члены их семей становились заманчивой добычей для китайских преступных группировок, которые их похищали и требовали огромные выкупы за освобождения. Дабы обезопасить себя и свои семьи, коммерсанты стали нанимать телохранителей из китайцев. Но эта мера ожидаемого результата не дала. После прибытия в Шанхай большого количества беженцев из России, среди которых было много военных, китайские богачи стали массово заменять своих соплеменников на прибывших эмигрантов. «Бандиты на свое несчастье, вскоре обнаружили, что новые телохранители знали свое дело хорошо. Если они стреляли, то стреляли не в воздух «для шума», а стреляли точно в нападающего бандита и защищали своего хозяина на совесть. Несколько попыток украсть финансиста, защищаемого телохранителями, заканчивалось для бандитов катастрофически. Обычно такое нападение заканчивалось дюжиной тел убитых, валявшихся после боя на шанхайской улице. И это были не тела телохранителей».
Самой близкой деятельностью для казаков стало коневодство. За короткий срок казаками, в основном забайкальскими, были заняты все должности тренеров и жокеев, в конных спортивных школах и ипподромах Шанхая, Гонконга, Тяньзиня и других крупных городах Китая.
Казаки в Шанхае трудились не только в выше указанных профессиях. Многие нашли себя и медицине, образовании, журналистике, коммерции и других видах деятельности. В январе 1936 года в газете «Шанхайская заря» был опубликован некролог, сообщающий о скоропостижной кончине художника – иконописца Андрея Степановича Березина. Андрей Степанович родился в 1903 году в семье казака станицы Шелопугинской Забайкальской области. Ушел в эмиграцию в Китай. В эмиграции учился у художника Николая Кащевского. Писал иконы для православных храмов Харбина и Тяньцзиня. В 1933 году по приглашению строительной комиссии Свято-Никольского храма приехал в Шанхай для выполнения храмовых росписей. Он писал самые разнообразные иконы, в том числе запрестольный образ «Воскресение», выполненный на стекле. Одновременно написал большое количество небольших по размерам икон, продававшихся затем Дамским церковным кружком прихожанам. Кроме того, написал большинство икон для домовой церкви «Убежища престарелых женщин». В Шанхае имел собственную студию. Работал как график, получил первую премию на конкурсе графического оформления титульной страницы альбома «Русские в Шанхае». Умер в результате несчастного случая, отравившись у себя дома угарным газом от печи.
Говоря о забайкальских казаках в Шанхае, нельзя не упомянуть В. Г. Казакова. Василий Георгиевич родился в 1888 году в поселке Кангильский Знаменской станицы. Проходил службу в Лейб-Гвардии Сводно-казачьем полку. Герой Первой мировой войны, один из немногих, заслуживший не только полный бант солдатских «Георгиев», но и пять офицерских орденов. Доброволец Белого движения. Атаман Забайкальской казачьей станицы в Шанхае. Вместе с собой в Шанхай по личному приказу Атамана Семенова, Василий Георгиевич привез воинские реликвии – 34 знамени Забайкальского казачьего Войска и других частей Русской императорской армии, которые были вывезены из Забайкалья. Знамена он получил на хранения перед эвакуацией из Приморья, и на долгие годы стал их хранителем. Из письма Атамана Семенова полковнику Казакову: «Согласно представленного вами доклада о состоянии Войсковых регалий Забайкальского казачьего войска, хранимые Вами, сим выражаю Вам благодарность за исправность исполнения возложенного на Вас долга. Впредь надлежит Вам иметь ввиду, что как Вам лично, так и чинам знаменной группы в целом не может препятствовать вхождение в какие либо общественные организации, но когда вопрос коснется их прямого долга – хранения знамен, – то это ни в кокой мере не может быть связано с именем какой либо организации, а всецело ложиться на Вашу личную ответственность, а чинов охраны на ответственность перед Вами, как охранителем знамен». Об истории хранения знамен В.Г. Казаков написал книгу «Немые свидетели», изданную в Шанхае в 1936 году. В 1945 году Маньчжурии эти знамена были преданы Казаковым представителям Красной Армии. Из числа этих реликвий – Георгиевское знамя 1-го Читинского полка ЗКВ, сегодня хранится в Забайкальском краевом краеведческом музее. Судьба остальных знамен неизвестна. Сам В.Г. Казаков был арестован и умер в советской тюрьме в 1945 году.
Казачьи станицы просуществовали в Шанхае до второй половины 40-х годов. После занятия города китайской Красной армией, небольшая группа казаков репатриировалась в СССР, большинство перебралось на остров Тубабао (Филиппины), откуда разъехалось по разным странам.
Владимир Косенков