Home Политика Закидать шапками

Закидать шапками

by admin

Почему наши Африканские и ближневосточные партнеры по холодной войне проиграли военные сражения западу? Для вооруженных сил восточных деспотий характерно желание руководящего контура переформатировать психику рядового или нижестоящего до состояния максимальной исполнительности, безынициативности. Многие служившие должны помнить фразу, что «инициатива наказуема» и армия это вам, не это. Приветствуется этакий биоробот, катающий квадратное, и не рассуждающий от забора и до обеда. Армии Ирака, Ливии и других авторитарных режимов рассматривают военнослужащего в качестве исполнительно-ресурсной единицы. Неодушевленная, а главное, максимально зависимая, она воспринимается как не имеющее право на самоопределение нечто.

Такое отношение не ограничивается низовыми звеньями, а распространяется на все уровни жесткой вертикали. Все решения в которой принимает вышестоящий, а нижестоящий не рассуждая исполняет. Помните фразу… если не согласен см.пункт выше, командир всегда прав? Даже минимальное отклонение от приказа не поощряется, основное требование к подчиненному в первую очередь исполнительность. Кто-то может сказать, что в этом плохого? Если ваша армия живет в парадигме прошлого опыта, то ничего. Но как писал американский военный инструктор-аналитик Норвел Б. Де Аткин: … Послушный значит правильный – это проблема, система послушных выталкивает личности и выхолащивает состав армии.

Гиперцентрализация, безынициативность, недостаток гибкости, манипулирование информацией и подавление лидерства, такой метод отрицательного отбора не лучших, но послушных, приводит любую организацию и в особенности вооруженные силы к появлению военных бюрократов, которые в силу возраста и архаичности знаний, не в силах воспринимать современные реалии, противясь всему новому.

Тот же Норвел Б. Де Аткин: … современная война не приемлет жесткой вертикали управления… акцент в ней, это брать инициативу в свои руки, предлагать оригинальные решения.

Армии, организованные по старому образцу, перестали соответствовать развитию современных технологий и стратегиям военного дела. Социальная эволюция нашего мира так ускорилась, что управляемый объект уже не в состоянии управляться жесткой вертикалью власти, об этом пророчески писал еще К.Маркс, указывая, что будущее человечества за активным личным участием в управлении и децентрализацией принятия решений. Или вот, на экономическом саммите в 2012 году, глобалист Бжезинский высказался следующим образом: «Рост глобальной политической активности широких масс населения более не позволяет управлять ими с помощью извне навязанного контроля, как это было в эпохи колониализма и империализма».

Войны прошлого, в силу объективных причин, велись на основе стратегий войны на истощение. Долгие осады, прорыв участка фронта механизированными колоннами и попытка сдержать нападающего перемолов его потенциал за счет упорных боев, все это в прошлом. Новые технологии, ракетное вооружение, беспилотные платформы, аэрокосмическая разведка, средства связи и многое другое, не позволяют воевать как встарь. На смену прежнему формату приходит новая стратегия. Так называемая доктрина постановки задач Mission Command – «открытый приказ», который предполагает, что исполнитель сам выбирает подходящий способ выполнения задачи.

Прусский военачальник и военный теоретик Мольтке в 1807 году выразил ее так: «Благоприятная ситуация никогда не будет использована, если командиры ждут приказов. Высший командир и самый молодой солдат должны осознавать тот факт, что бездействие хуже, чем прибегать к неправильным мерам». В прошлом командиры, часто разделенные милями, общаясь через конные депеши, должны были маневрировать согласованно друг с другом, это порой, ввиду изменений на поле боя, отрицательно сказывалось на действиях подразделений. Отсюда и идеи прусских военачальников сделать упор на тактическую инициативу низших уровней.

По сути, такая стратегия давала право каждому уровню командования интерпретировать по-своему и даже нарушать приказы вышестоящих звеньев. Пока миссия развивается успешно, на нарушения попросту закроют глаза, важен результат. Но не так называемая «Пиррова победа», когда ради достижения цели израсходованы все ресурсы, сродни отсроченному поражению, а максимальный результат с сохранением потенциала подразделений. К слову, подобная стратегия применяется в большинстве западных корпорациях и выражена, в расширении прав и возможностей на рабочем месте, создании сплоченных команд через взаимное доверие, формировании общего понимания задач и целей. Это понимали во все времена. Помните фразу Суворова: «каждый солдат должен знать свой манёвр»?

Mission Command – это маневренная война. Ее доктрину исстари использовали казаки, малым побеждая большее, вероятно моделируя поведение волчьей стаи, степняки, партизаны, диверсанты. Эта же концепция, только глобальней, максимально актуальна и сейчас. Потому что современная война это технологии и искусственный интеллект. Скорость принятия решений, высокая маневренность и максимальная координация малых групп. Выполнение задачи, привязанное не к приказу, а к быстроменяющимся условиям экстремальной среды. Для этого структура подразделений должна выстраиваться исходя из концепции децентрализации командования, построение иной нежели прежде сетевой структуры управления войсками.

Концепция современной войны исходит из формата – нет тыла и фронта. Есть только контролируемый хаос и общая цель. Управлять хаосом можно лишь внося необходимые изменения в текущие процессы, вносить эти изменения могут лишь ограниченные боевые группы. Боевые подразделения дабы нивелировать удар противника по крупному скоплению живой силы, рассредоточены и укрыты на местности, автономны, в случае необходимости соединяются, наносят удар по выбранной цели и вновь рассредоточиваются. Приветствуется инициатива младших командиров, способность проявлять инициативу, творческий и нестандартный подход.

Современный солдат не мясо, которое по прихоти руководства им нарожают матери, он тактический и очень дорогой ресурс, обладающий максимальными компетенциями, способный решать сложные задачи. Потому как героизм прошлого уступает место трезвому расчету и пониманию. Любое оружие, человек или система, в современных войнах воюет только в составе структуры, без которой они проявить эффективность не в состоянии.

Наглядный пример сравнения двух подходов в недавнем конфликте Азербайджана и Армении. Тактика личного героизма и принцип ведения боя, на основе опыта армии позднего СССР, схлестнулись с концепцией малых высокомобильных и автономных групп, полным пониманием своевременности действий за счет разведывательно-аналитического контроля, средств связи и подавления, нанесения точных ударов беспилотной авиагруппой. Итог вам известен.

К концепту Mission Command стремились и в союзе, отрабатывая боевые схемы во время Афганского конфликта, акцент на тактику диверсионных подразделений, высокая мобильность, нанесение точечных и упреждающих ударов, максимально полное использование высокотехнологичной разведки, аналитики, координации. Но в результате развала, государство не смогло перейти в новый технологический уклад, и сформировать свою новую доктрину развития ВС, оставив наследникам тактику и стратегии основанные на опыте Второй мировой войны.

Человеческая психика так устроена, что по инерции живет в прошлом опыте, с трудом вбирая новый, ведь психика ребенка это инструмент познания, а взрослого инструмент, отвечающий за устойчивость когнитивной сферы, т.е. сохранение прописанной во время адаптации структуры. Отсюда и поговорка, «генералы всегда готовятся к прошлой войне»…Уинстон Черчилль. Но мы существуем в среде, которая перестала быть знакомой, ее социальная составляющая невероятно ускорилась, сделав ее очень подвижной. Держаться за прошлое как спасительную стратегию, перестает быть безопасным. На смену принципов механического заучивания, чем славится старая система образования, обязаны придти методики поощряющие развитие нестандартного творческого мышления, поиск новых способов решений, раскрытие индивидуального потенциала.

Современность, засияв многогранностью, требует от нас ответных изменений. Но для этого необходим иной экономический, ментальный, промышленный уровень осознания. Пока мы живем прошлым и так потребительски воспринимаем свой народ и окружающее нас пространство, мы все больше растворяемся в истории, теряя возможности оказаться в будущем. Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло…Никколо Макиавелли.

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий