Home Политика Идеология

Идеология

by admin

Государство – это живая система, структурными ячейками которой выступают связные между собой человеческие единицы, объединенные нравственными, родственными, религиозными, профессиональными и иными формами взаимоотношений. Связность всех объектов строиться, на базе экономической целесообразности, а уравновешивается едиными нормами, гарантом  соблюдения которых  выступают официально сформированные госорганы, монопольно владеющие правом на насилие в отношении всех структурных элементов системы. Государство не является родиной, не следует путать эти формообразующие понятия. Государство – это аппарат насилия в руках господствующего класса где право – это воля господствующего класса, возведённая в закон…В.И. Ленин. В тоже время родина понятие многоуровневое, включающее в себя социальное, пространственное, культурно-историческое и административно-правовое значение. Мы все помним, как наша родина за прошедший век, несколько раз меняла государственную структуру, обретая и теряя слитность, то под царскими, то под коммунистическими, а в настоящем под капиталистическим флагом.

 Иммигранты и прочие ругающие, как правило, ненавидят не родину, а государственную машину, вынудившую их невзлюбить свою историю, культуру, ментальность. Официально в ментальном поле, государство, всегда представлено идеологией. Если вам говорят, об ее отсутствии, это ложь. Пока существует человек, отсутствие идеологии невозможно. Потому как само понятие является  системой концептуально оформленных идей, которые выражают интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов.  Все эти идеи или точки зрения, очерчивают условный круг в понятийных границах которого, государство осуществляет как внутреннюю так и внешнюю политику. А значит идеология – коридор принятия решений в интересах правящего страной класса.

В последнее время, на фоне катастрофичности событий, связанных с проведением «специальной операции», ходят разговоры о необходимости введения  идеологии. Какой, пока не ясно, но наверняка той, что позволит всем гражданам отечества обрести единство и силу на пути преодоления козней супостатов, задумавших разрушить доселе целое и ресурсное государство. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что прежняя не озвучиваемая нигде идеология, обслуживающая правящую страту, видимо оказалась не готовой к преодолению навалившихся проблем. Ибо была сформирована для отдельной группы лиц, «рынок все отрегулирует» и сопровождала возню вокруг нефтегазовой трубы, рассматривая население словно новую «нефть».  Ощутив вибрации разлома палубы некогда устойчивого плавсредства, коррупционеры-приспособленцы вдруг искренне захотели перевоспитать общество, рассказав нам, что мы не «новая нефть» из которой можно качать жизненные соки, а сила способная спасти Отечество. Родина вас рожать не просила, и мы вам ничего не должны, решено забыть как идеологически вредное.   

Считается, что идеология создает потенциал для социальной мобилизации населения, но важно понимать идеология сама по себе ничего достичь не может, она лишь сопровождает, описывая, скрепляя, объясняя определенные тенденции. Влияние идеологии тем сильнее на объект, чем она позволяет ему решить два базовых состояния, устойчивость – как форму безопасного существования и активность как возможность восполнять растрачиваемые на выживание ресурсы. Это ключевое для идеологии.

 Устойчивость  это уровень опоры в вопросах выживания, на соплеменников. Чем более реализуются наши ожидания в поддержке от окружающих нас людей или социальных систем, тем выше уровень доверия к государству и социальная слитность населения. В том числе включенность в идеологию как объединяющее нас смысловое поле.

 В отличие от современных авторов фильмов о ВОВ, наши предки воевали не вопреки злому Сталину, не за свою хату, жену, воспоминание, портсигар и прочую ахинею, что транслирует современный кинематограф как акцентуацию мотивации. Советские граждане отдавали жизнь с пониманием высокой связности общества в вопросах выживания. Я помню, как моя бабушка потерявшая в восемь лет родителей, рассказывала о той поддержке которую получала от советской власти. Ее не бросили как беспризорную, скитаться по местам описанным в литературе царского периода истории, а накормили, одели, обули, дали образование, жилье, помогли с работой и прочими действиями сопровождали жизнь сироты. Воевали и умирали, потому что знали, своих не бросают, их бесплатно лечат, помогают финансами, социализируют и прочим образом ценят и не только – участников войны, а вообще всех граждан своей страны – детей, стариков, женщин, любой национальности и вероисповедания.   А сейчас, идеология может повлиять на вашу связность? Учитывая что за последние тридцать лет, общество фрагментировали на бедных, средних, богатых, сверхбогатых, тех у кого больше прав, возможностей, кто живет лучше и элитнее, отгородившись заведениями, прикормленными врачами, властными служащими. Вы можете сказать, страна ценит меня за то, что я человек – гражданин, а не «дойная корова»? Можете утвердительно ответить, меня не бросят умирать в нищете, если я каким либо образом ослабну заболев, лишившись работы и иного жизненно важного для себя  ресурса? Нет, не можете. Поэтому фраза «своих не бросаем» не про вас. Своих и правда не бросают, только их круг ограничен.

Второй аспект благоприятствующий или блокирующий идеологию – это активность.  Свойство системы генерировать избыток ресурса и тратить его на активное развитие, улучшение условий выживания, экспансию, вообще на деятельность. Механизм почему мы функционируем исходя из этих двух состояний – устойчивости и активности, я описывал в других статьях. Важный момент, наша активность всегда возникает на фоне избытка ресурса потребного для устойчивости системы, как только живой организм не может такой избыток генерировать, система словно капсулируется – переводясь в режим сохранения баланса, по сути болеет тратя наличные силы на поддержание гомеостаза. Чем характерен акцент на устойчивости без развития, это простое выживание с медленной или быстрой потерей возможности парировать тяжесть условий. Идет отказ от лишнего функционала, например ухудшаются когнитивные способности, вам не хватает сил на общение с друзьями, вы отказываете себе в какой то еде, удовольствиях, экономите на бензине, одежде, я описываю общее, в таком состоянии система не способная восстановиться медленно дрейфует в сторону кладбища.

 И здесь вновь встает вопрос, может социальная среда, в которой вы проживаете, помогать вам, парировать тяжесть условий, распределяя нагрузку между всеми членами сообщества, в данном случае государства? Существует такое понятие – потенциал объекта и потенциал среды. Общество потребления, говорит нам, вся проблема в тебе, ты не лидер, ты неактивен и прочее, забывая, что личный предел существует у всего и упирается он в потенциал среды.  Объект и среда всегда взаимосвязаны. Именно мы адаптируемся к среде, а не она к нам.

Потенциал объекта это его возможности к реализации умственного, физического, нравственного и иного потенциала. Потенциал среды, вся та совокупность ее характеристик, позволяющих вашему потенциалу раскрываться максимально. Миграция возникает именно по этому поводу, невозможность преодолеть неблагоприятные средовые условия.

Любое государство или объединение это прежде всего связность людей с целью обретения устойчивости и выработки ресурса развития. В мире, где конкуренция видов и живых организмов, заставляет вас не просто выживать, но и как-то уметь превосходить убийственность противника. Вы просто обязаны развиваться, изобретая некие костыли, технологические или нравственные, все то, что усилит вашу способность выжить. Любая наша связность, проистекает из механизмов экономической целесообразности, вопреки желанию внешних сил  лишить нас жизни. Выжить одному можно, но лишь до определенного предела, пока например ногу не сломаешь, а вот дожить до старости передав знания потомкам, поспособствовав эволюции социума, возможно лишь распределяя нагрузку между всеми. И вот степень распределения  и является мерой развития общества, потому как индивидуальный предел, проходиться только сообща. 

По мнению антрополога Маргарет Мид, цивилизация начинается  с момента, единения людей против внешней угрозы, где связностью выступает гуманизм – тонкая и осмысленная реакция на опасности, выходящая за рамки индивидуального самосохранения. Человек сознательно готов чем-то жертвовать ради другого человека. Ученая приводит в пример сломанную и сращенную берцовую кость, найденную при раскопках. Почитайте, это очень познавательный пример.

Социальная среда, генерируемая нашим государством позволяет раскрывать потенциал граждан? В советском союзе, государство генерировало огромное число точек роста, различные предприятия, кружки при домах пионеров, секции, тематическая литература и прочие площадки. Хочешь ты или нет, но тебя втягивали в динамику раскрытия. Создавая избыточный потенциал среды. Эта наполненность возможностями, возникала на фоне объединения всех усилий участников государственной жизни. А сейчас….в вашей жизни именно тяжесть потенциала среды, ее бедность на зоны раскрытия и формирует сами циклы отрицательной активности. Растрачивая время жизни людей на выживание, предлагая реализовываться в перечне складов, заправок, торговых сетях и иных непроизводящих объектах.

Поможет вам идеология быть связными ментально, учитывая тяжесть среды? Заставит ли она увидеть плюсы в вопросе, когда вы один на один со своими проблемами, с налогами, тратами на детей, на простое выживание? Ведь современный человек это не крестьянин столетней давности, социум став высокотехнологичным банально предъявляет иные, более высокие требования к  включенности в него. Современная взрослеющая особь, тратит несравненно больше ресурсов на процессы интеграции, чем такая же сто лет назад. Да простое знание компьютера уже насущная необходимость.

 Простой пример, как только в СССР остановились векторы развития, т.е. партийная номенклатура, не желая уходить из административных ячеек государственного управления, продлевала  себя детьми, знакомыми и прочими полезными связями, не позволяя свежим кадрам осуществлять сменяемость. Именно такая остановка развития, заставила страну перейдя в режим удержания устойчивости, скатиться в формат разрушения. Не растрачиваясь на движение вперед, социальная температура, начинала разрывать горизонтальные связи, в союзе возникло буржуазное общество, не имеющее иной цели кроме избыточного потребления.  А над идеологией «совка» начали подшучивать и сами граждане, обесценивая некогда мотивирующие их жизнь идеи и смыслы. Кинематограф, да и вообще искусство, социальное зеркало, отражающее жизнь общества, ожидания, мысли, проблемы. Оцените с этой точки зрения комедии Гайдая и иных авторов, 70х-80х годов прошедшего века. Тема безусловно обширна уместить в формат статьи получается не все.

Ну и напоследок, опять из презираемого нынешними неучами от правящей страты прошлого.  Существует философская работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», в которой авторами прекрасно описана суть вопроса. Идеология, по мнению исследователей, система идей, посредствам которых люди осознают свой мир.  Для того, чтобы она полноценно работала, транслируемые идеи должны акцентироваться на универсальности. Строить идеологию в отрыве от общей истории, общей перспективы для человечества, путь к развитию изолированных националистических проектов, ведущих к краху. 

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий