Home Психология Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное

by admin

Коллективное бессознательное, многие слышали, но не все понимают, что это такое. Разница толкований, породила, как отрицание так и фантастические свойства приписываемые коллективному бессознательному. Я, не стану спорить и опровергать, как психолог – практик, опишу свой взгляд на явление.

Зигмунд Фрейд, рассматривал рожденного человека, уподобив его разум чистому листу, на котором пишется характер и личная история при соприкосновении с окружающей действительностью.  Его соратник, Карл Юнг, резонно добавлял, а как же предрасположенности? Почему все люди настолько разнятся, даже не поведенчески, а талантами и направленностью интересов. Почему одни талантливы в музыке, а другие, как не учи, не способны в ней преуспеть, гончар – ремесленник, воин, учитель, что объединяет такие разные сферы приложений интересов?

   Сейчас мы бы сказали, генетические предрасположенности или наследственность, но это ложь. Генетика передает физические свойства объекта, предрасположенность к заболеваниям, физические параметры и прочее. Но речь идет о психике. Современная наука, пока не способна дать однозначного и полноценного ответа, как возникает и куда пропадает сознание. Вот вы стоите, ваше сознание держит тело, а вот вас ударили по голове и потеряв сознание, тело падает, логично предположить, поврежден мозг.  Хорошо, а как быть с теми кто попадает в кому, мозг в порядке, жизнедеятельность организма в норме, а сознания нет. Тело как бы живет, но человек не возвращается.

В те времена, когда современную психологию, формировали ее классики, в попытке объяснить, не физическую, а психическую наследственность, исследователи допускали, наличие в глубинах разума, неких единых шаблонов. Словно матрицы, они формировали психический рисунок опирающегося, на окружающую среду ребенка. Сам К. Юнг (1928г), описывал явление так. «Коллективное бессознательное – это универсальная версия личного бессознательного, включающая в себя ментальные паттерны, или следы памяти, общие для всех представителей человеческого вида.» По сути, автор  говорил, я не понимаю откуда, но в глубине сознания, существует, нечто единое и служащее основой, формирующей социальные роли и направленности раскрытия личного потенциала. Он мог бы выразиться и крамольнее, будучи ученым, он в то же время изучал, оккультизм, теософию, магию. Коллективное бессознательное по Юнгу, все же материалистично и не выглядит как волшебное поле объединяющее нечто сверхъестественное и надличностное. 

Но не стоит забывать, эволюция идеи, сопряжена с ее различным толкованием и проработкой. Сколько людей, столько и мнений, чтобы не придумал думающий в нашем мозге, доказывающий, непременно, это докажет. В работах, еще одного авторитетного отца основателя, исследований психики, Роберто Ассаджиоли, идеи коллективного бессознательного, утратили материальную основу, мигрировав в сторону более обширного толкования. «Человеческие существа не оторваны друг от друга, это не »монады без окон», как считал Лейбниц. Между нами и другими людьми всё время протекают процессы «психического осмоса», протекают они также между нами и окружающей нас психической средой. Последняя соответствует тому, что Юнг назвал «коллективным бессознательным»; но он не дал ясного определения этому термину, относя к коллективному бессознательному разные и даже противоположные по своей природе элементы, а именно: примитивные архаические структуры и высшую, новаторскую деятельность сверхсознательного порядка».

Дальше больше. «Почему человек чувствует чужой взгляд спиной, голуби возвращаются в голубятню, а лучший способ обучения – это пребывание в поле мастера? Человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно и существует некое поле образов, общее для всех людей. Образами такого поля могут стать  информация, чувство или модель поведения. Подобные поля есть не только у людей, но и у животных, птиц, насекомых, растений и даже у  кристаллов.» Руперт Шелдрейк. Если вы считаете его теорию, антинаучной, ознакомьтесь с работами автора, он не эзотерик, как его окрестили противники. Он британский биохимик и физиолог растений, попытавшийся, выйдя за рамки общепризнанной модели, объяснить до конца не понимаемое.

Прежде всего следует уяснить, однозначного ответа не существует. Присутствует попытка описать, почему в нашем обществе, существуют социальные функции, причины появлений которых не укладываются в простые объяснения, «где родился там и пригодился», «у кого родился, таким и угораздило стать». Не все зависит от механизмов адаптации к среде, и генетической наследственности, существует нечто за пределами материальных основ.

 В моем понимании, следует разделить два понятия, раскрытие потенциала объекта и его психическую направленность. Потому как направленность, интерес и предрасположенность, то к чему вы внутренне тяготеете, это вектор, природу которого мы пока постичь не в силах. А вот формирующийся вокруг него механизм раскрытия потенциала, физического, психического, строго опирается на адаптацию к окружающей среде, как социальной так и природной.

 Вы можете внутренне, необъяснимо ощущать устремление к звездам, небу, считать будто в этих зонах ваша сфера раскрытия и комфорта. Так люди тянутся к морю, другие предпочитают реки и леса, одним нравится работа с техникой, металлом. деревом, другим иное… Все это многообразие тяготений, не объяснить простой адаптацией и воспитанием. Однако тяга к чему либо, не гарантирует получение, мы невольные пленники условий, среды в которой нам примходится существовать и именно ее благоприятные и не благоприятные характеристики, позволяют раскрывать внутренний вектор развития.

 Мечтающий о небе, рожденный в малообеспеченной семье, проживающей на периферии центров научного и культурного мира, ребенок, с задатками летчика или авиаконструктора. Будет выживать, став плохим пастухом, средним механизатором или кем то еще, нарабатывая в процессе нейронной адаптации к среде, поведенческие программы. Внутренняя  направленность, не раскрытая в силу объективных причин, породит внутриличностный конфликт, реализуемый хоть каким то приближенным к идеальному раскрытию действием. Он будет мечтать вглядываясь в небо, мастерить модели самолетов, читать соответствующую литературу. Все это, разность, внутренняя направленность возникающая непонятно отчего и адаптационные программы, раскрывающие потенциал через проживание. А где во всем этом коллективное бессознательное? Оно не в глубинах разума, и не в мифических квантовых полях, сверхразума.

Любое живое существо в нашем мире, как то коммуницирует с себе подобными, насекомые и цветы обмениваются химией запахов, животные активно используют голосовые и внешние проявления, но только человек, обладает полноценной речью, способной кодировать смыслы.

Любой разум, набираясь опыта, усложняясь через многообразие форм и оттенков проявлений, идет по пути возрастания разумности. Человек, благодаря речи, породил связное информационное пространство, производными которого стали как писанные так и неписанные источники хранения памяти поколений. Накапливая и передавая знания, мы постоянно ускоряем социальную эволюцию. Именно циркулирующая в нашем социуме информация и включенность в коммуникацию каждого члена сообщества, рождает те феномены, которые приписывают коллективному бессознательному, вышеупомянутые авторы. Как высказался Роберт Орнстейн, «когда мы говорим, что кто-то умен, мы обычно имеем в виду, что у этого человека, хорошо подвешен язык.» Семантический контур нашего вида, основа развития. Никакие скрытые поля и неизведанные источники силы не способны осуществить раскрытие человеческого потенциала, как закодированная в речи смысловая составляющая, которую мы в процессе взросления учимся распаковывать и использовать. Это мой взгляд на вопрос, коллективного бессознательного. Я не нахожу в нем магии, квантовых полей и прочей нематериальной сути. 

Роман Воробьев

Связанные

1 комментарий

StudyDocx 11.10.2022 - 11:59

Отличный пост, доходчиво. Большое спасибо!

Ответить

Оставить комментарий