Home Психология Смысл и надежда

Смысл и надежда

by admin

На тему выученной беспомощности написано большое количество статей, по сути современное общество нашей страны проживает в условиях когда такой взгляд на мир, “а что от меня зависит”, формируется повсеместно. Но мне хотелось бы внести в механику явления смысловую составляющую, она невероятно важна и часто обходится стороной. Людям известны сотни и тысячи случаев, когда в казалось бы безвыходных условиях одни погибали, сдаваясь, другие боролись до конца, причем не важно гибли они или выживали, их действия направленные на разрешение ситуации в свою пользу, носили активный характер.

Что такое выученная беспомощность? Впервые феномен, открыт и описан американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Я не буду описывать экспериментальную составляющую, скажу лишь выученная беспомощность, формируется у любых живых существ в ходе безуспешных попыток избежать отрицательных обстоятельств воздействующих на них. Вы пробуете, пробуете а потом смиряетесь. После нескольких безуспешных попыток мозг формирует программу, говорящую, что тут все бесполезно, обстоятельства сильнее меня.

Читая статью, вам может показаться насколько это абсурдно, сдаться. Но вы забываете,  человек или экспериментальное животное в момент формирования механизма выученной беспомощности взаимодействует со средой и вся она с ее силой и обстоятельствами, говорит ему нет.

Это тоже что сдвинуть гору, попытаться можно а сдвинуть нет. Поэтому мозг абсолютно точно формируя механизм понимает, он не имеет ресурсов противостоять, а значит в будущем, он не будет бороться встретив условия идентичные тем в которых выработалась программа. Нам людям знакомо это явление, так часто говорят, отговаривая, себя, других  – “нельзя и думать достичь того то , это не для меня или у меня не получится, ведь я уже десять раз пробовал”, “а что изменится, все такие”   и так далее. 

Что такое выученная беспомощность по простому, отсутствие надежды, это прописанный в мозге запрет на нее. Но почему находятся люди или животные отказывающиеся верить в невозможность, они вопреки всем попыткам мозга сказать что все потеряно, продолжают бороться.  Удивительно но такие эксперименты проводились. Я хочу уточнить, программы мозга это не совсем вы, мозг как высший прибор управления, действительно невероятно важен и приоритетен, но загадка биологии это сознание, которое невозможно ухватить, но которое чудесным образом может мотивировать и заставлять тело преодолевать внешние условия, вопреки прописанным в мозге запретам, более того, нередки зафиксированные случаи когда повреждения отделов мозга не влияло на работу тела и сознания, словно сознание как говорит американский биолог Роберт Ланца, некая первичная сила, без которой не формируется ни одна биологическая структура.      

Сколько дикая крыса способна продержаться на плаву если ее бросить в воду? Ответов два, максимально около трех суток, минимально несколько минут. Что отличает эти противоположные сроки? Они наполнены смыслом ради которого живое существо отрицает возможность умереть без попыток спастись. Смысл и надежда это по сути одно и тоже,    как сказал кто то из великих ” человек суть удивительное существо, потому что он способен преодолеть любые трудности, если верит в то, что в этом есть смысл. Но он отказывается сделать хоть что-то, если понимает, что только лишь играет глупую роль в сказке, придуманной идиотом.”    

Еще до экспериментов Мартина Селигмана, американский психобиолог,  генетик  Курт Рихтер – провел серию экспериментов на крысах.  Многим будет интересно их описание. Оно узнаваемо и в жизни человека.   Ученый экспериментировал с дикими крысами не с проста, лабораторные животные лишены многих механизмов формирующих психику в силу обедненности среды их содержания, другое дело их дики сородичи, воспитанные в естественных условиях их иммунитет и интеллект более развит.

В одном эксперименте К. Рихтер бросал  крысу в бочку с водой и засекал время в течении которого животное будет бороться за жизнь. Установив сколь долго крыса плавает в тщетной надежде выбраться, уже в другом эксперименте, он не доводил до утопления а доставал ее и некоторое время посвящал уходу за ней, т.е. создавал механизм при котором животное видело результат попыток в положительном спектре. Затем животное бросалось в воду вновь и вот что удивительно, оно удваивало или утраивало тот отрезок времени, который был зафиксирован в первом эксперименте, она надеялась и боролась до конца.

В том числе ученый проводил и такие исследования, прежде чем бросить крысу в чан с водой,  он удерживал животное в руках защищенных перчаткой, лишая подвижности, крыса пыталась вырваться а затем переставала смиряясь, ей давали отдохнуть и отправляли в плавание, в котором она больше нескольких минут не выдерживала, тонула перестав бороться. Экспериментировали и с группой животных, несколько особей бросались в воду одновременно, показательно здесь то что животные совместно, дольше удерживались на плаву, словно группа поддерживала друг друга морально.

Все это наглядно демонстрирует механизм смыслов которыми наполнена наша жизнь, отсутствие смысла как многим известно, не позволяет нашей жизни резервировать на деятельность ресурсы. Оглянитесь вокруг и обратите внимание, если долгая и однообразная работа или деятельность спутник вашего ежедневного проживания, то какой невыносимой и тяжелой она начинает казаться. Если ваша усталость не связана с физической деятельностью, то лень одолевающая тело не что иное как отсутствие мотивирующих смыслов.  Любые отношения с другими людьми лишенные смысловых конструкций, разрушаются, в том числе если они сопряжены с запретами а не формами развития. Постоянная ревность партнера и излишний контроль, скорее негативно скажется на отношениях, ведь это сродни удержанию животного в эксперименте где его обездвиживали прежде чем отправить поплавать. Когда вы часто одергиваете своих детей, задавая излишние рамки поведения, то не ждите от них стремления к развитию, ведь часто им привита выученная беспомощность.

Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.

 Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново.

Антуан де Сент-Экзюпери

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий