Home Психология Не знание сила… или великое равновесие

Не знание сила… или великое равновесие

by admin

Детство, удивительная пора, любого растущего организма. Мы можем не знать, что ощущает теленок или котенок, но по поведенческим проявлениям, обнаруживаем черты характера , не свойственные взрослой особи. Мы точно понимаем, эта будущая кошка или корова, еще маленький и забавный ребенок, своего вида.

Дети по иному ведут себя, чувствуют, проявляют. Мир ребенка, богатая и интересная среда, в ней место сказкам, живым фантазиям, чуду. Всему чего лишается взрослый, превращаясь в морально умершего индивида. Милтон Эриксон, любил повторять цитату Бенджамина Франклина. «Многие люди умирают в 25 лет, а в могилу попадают только в 75».  

Что, с повзрослевшими детьми, не так? Все очень просто. Они знают, как должно быть. 

Богом или природой, любая живая система спроектирована так, что имеет волевое начало, позволяющее ей в отличие от камня или куска мертвой материи бороться с наступлением равновесия. Мы живем в рамках физических законов материального мира. С течением времени при отсутствии внешних воздействий, любая система  стремится к равновесию. Только пока вы живы, мы не в состоянии это себе позволить. Когда нибудь наше тело все одно обретет его, упокоившись в энтропийной яме вселенной.  Равновесие в природе – смерть. Жизнь, это фонтан, динамика, движение. Равновесное состояние для тела,  прекращение обмена веществ, размножения, роста, мутационной изменчивости и даже раздражимости и возбудимости. Мозг, как ведущая  часть аппаратного обеспечения, генерирует психическую среду личности, на основе, всего трех состояний.  

На основе прошлого опыта, с учетом текущего состояния, он строит прогнозы на ближайшее будущее.   Мозгу безумно важна предсказуемость, он даже незнакомое, отнесет приблизительно к тому на что по его мнению оно будет больше походить с точки зрения прошлого опыта. Разум, все привык автоматически маркировать, помечая чувственно – информационным содержанием. Делает он это, через гормональное проживание опыта телом.  Грубо говоря, мы учимся только, на собственных ошибках исходя из интереса к тому или иному явлению.

Интерес, проявляется из сенсорной привлекательности. Для мозга, важным критерием нормальной работоспособности, является сенсорный поток определенной силы.  Мозг вообще меряет среду по принципу, обедненная или обогащенная. Он питается сигналами, они для него словно воздух, вода, еда, все что угодно, продлевающее ему жизнь. Он не стремится к равновесию. Даже находясь в камере сенсорной депривации, он начинает генерировать свои сигналы, создавая внутренние миры.  Сны, это та же камера. Мозг отключает тело для ремонта, а сам продолжает пахать, насыщая себя сигналами. Так мы видим сновидения. С одной стороны мозгу важна предсказуемость, так называемая  нейронная адаптация, а с другой, постоянный приток свежих сигналов. Возникают своеобразные качели. Данный механизм заставляет нас быть активными, лишает покоя и удовлетворенности.

И вот здесь, мы подходим к пониманию, нашей проблематики. Психика ребенка, инструмент познания. Развивающаяся система, не имея опыта, включает в себя вселенную исходя из предпосылок  не знания. Еще не произошло привыкание, поток сигналов от любого непонятного объекта, высоконапряженный, мозг счастлив. За поворотом сельской дороги ему грезится чудесное поле наполненное магией, новый год, не дата в календаре, а время сказочных чудес.  А вот, взрослый знает, за поворотом, обычное поле, его весной перепахивают, осенью собирают урожай, оно имеет определенные очертания и в цветах не живут феи. А новый год, сложная дата, подарки, суета, готовка, походы к друзьям и потом «отходняк», после нарушения обмена веществ и похмельного синдрома. Наш мозг знает, что следует по цепочке событийного ряда, он понимает и может прогнозировать. А значит, то, что для ребенка обогащенная среда с фонтаном сигнальных вспышек, для взрослого, серая пелена привычного. 

Но разум человека, изрядно изобретателен, в вопросе избегания равновесия,  психика взрослого, отвечает за устойчивость когнитивной сферы. Она старается сохранить структуру опыта, ориентируясь в выживании, на стабильные элементы конструкции. Даже разрушительные  узлы этой конструкции, бережно охраняются, неся функцию устойчивости, словно несущие стены дома, разрушение которых, грозит повалить внутренний мир взрослого.  Убеждения, яркий пример таких островков стабильности. Мы убеждены каждый в своем. Рождаясь из опыта соприкосновения психики и тела с тем что ранее не знакомым, именно убеждение как знания, позволяют мозгу маркировать реальность, прогнозировать ее изменения. Его основная функция, защитить организм и выжить любой ценой.   Поэтому взрослея и теряя свободу в социальных правилах, жизненных знаниях и иных путах, взрослые ищут обогащение среды в доступных элементах мира.  Здесь фантазии авторов, разнятся. Психологи часто говорят, убегание от реальности. Проблема классических психологов, они мало уделяют внимание биологии и нейробиологии. Мы не убегаем, а обогащаем. Алкоголем, табакокурением, наркотиками иного порядка, игровыми зависимостями, походами на сторону, чтением литературы, путешествиями, занятиями спортом и так далее. Свобода для нас, критерий жизни, потому как позволяет мозгу дышать новой информацией.   

 Вот простой пример про свободу как безусловную потребность в жизненном пространстве. Многие в сети высмеивают подростков, двигающихся или «фоткающихся» с широко расставленными руками, словно демонстрируя значимость, размеры, важность. В среде обывателей, считается, аспект такого поведения чисто психологический. Однако, это не так. Попробуйте пробежаться до состояния когда легким будет не доставать воздуха, опустите плечи и сведите руки к груди, уменьшив приток кислорода.  Ваше тело начнет задыхаться от уменьшения объема дыхательного органа. Мы интуитивно расправляем плечи, для увеличения объема легких. Дети в процессе воспитания, порой так запуганы мерами принуждения, что к подростковому возрасту подходят с низкой вентиляцией легких в виду мышечных зажимов. Сеченов часто повторял. «Любая мысль или внутреннее состояние, заканчивается в теле».  Взрослея, ребенок психологически начинает бороться за свое право, вписаться в новую для него среду, занятую взрослыми особями и некоторые демонстрирую это, дыша в полную грудь. Как правило те кого сильно травмировали родители, улица или иные доброхоты, делают это гипертрофированно, на показ. Отсюда и поведенческий аспект.  

Я не дам рецепта, способного вытащить вас из текущей серости. Его нет. Вернее так, он всегда индивидуален.  Лично для себя, я, понял, такую истину. Нельзя иметь жестких убеждений. Дело не в нестабильности, любые рамки , служат границами в которые сложно уместить новое, эти стеночки задают слишком маленький объем. Раздвигая их, вполне возможно развиваться в русле обогащения среды, не за счет пристрастий, а познавая мир трансформируясь с учетом приобретенного опыта.

В каждом живет душа, ее мало кто ощущает, но это не отменяет ее наличия. Являясь главным выгодополучателем, ей важна жизнь,  не сопряженная, с психологическим умиранием личности, в молодом возрасте. 

«Разница между детьми и взрослыми в том, что взрослые во всем ищут счастье… А дети его во всём находят…» Антуан де Сент – Экзюпери

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий