Home История Паскудство

Паскудство

by admin

Горный инженер Александр Черкасов в своей книге «Записки сибирского охотника» рассказывает об одном очень примечательном случае. В бытность его горным приставом на Карийских золотых промыслах в Забайкалье явился к нему однажды старший урядник из воинской команды и доложил, что один из их офицеров тайно держит при себе девку, нарядив её в казачий мундир. Он просил Черкасова принять соответствующие меры, так как, по их понятиям, «паскудно, что баба носит их форму, и казаки не приемлют такого срама».

Черкасов увещевал урядника, что ничего особого в этом нет, на что урядник ответил:

– «Ох, нет, ваше благородие! Теперь ведь не святки, и завсе (постоянно) носить девке наш казацкий казакин непристойно и закон не велит, а для нас это чистое оскорбление, позор целому войску, вон и то народ уже смеётся, говорит: казацкие шаровары осрамила, да опаскудила».

Представляю себе изумлённые глаза этого черкасовского урядника, доведись тому взглянуть на сегодняшнюю действительность. Казачество, все одиннадцать в бозе почивших казачьих Войск, позорят и паскудят все, кому не лень. И в первую очередь мужики, вознамерившиеся стать казаками. Про женщин говорить не будем. Да и вина их в этом ничтожна. Ни одна женщина, в силу своей природной стыдливости, не придёт и не скажет: «Дайте мне погоны, я буду есаулихой!». Ей и в голову не вступит  подобное. Её в казачий мундир пакуют мужики. Несомненно. Дескать, «вступай, Марья Ивановна, к нам. А что? Таперича наша воля, твори что хочешь»! А та дурёха и рада, в обществе побыть, возле мужиков поотираться, тем боле они теперь друг друга казаками величают!

А какие нарядные все, да приглядные. Чубатые и усатые. Все при погонах, медалЯми и крестами позвякивают. Рядового ни одного, и не ищите, ими даже не пахнет, всё атаманы да старшины войсковые. Вальяжно оплывают в креслах верховные генералы и гетьманы вислоусые, с золотыми булавами из папье-маше. Вся эта сановитая казачья старшИна в своей прошлой жизни погоны видела только на плечах участкового. Единицы из них были в армии, некоторые даже и в прапорщиках ходили. Ну, эти последние в хорунжих ходить не будут, им непременно два просвета подавай! Да и звёздочки побольше, маленькие в армии надоели.

Млеет сердечко у молодого хорунжего в коротенькой юбчонке, глядя, как лихо, стопку за стопкой, опрокидывают с шашки новоявленные «казаки». Пасхальный перезвон густой завеси наград на крутой груди «казака» сладкой патокой льётся в уши не только есаульшам, но и войсковым старухам. Рябит в очарованных глазах от яркой разноцвети медальных колодок и орденских планок.

«Боже ж ти мий, лышенько, чього тильки нема у ций ярмарти» – воскликнул когда-то незабвенный Гоголь. Это он ещё современного «казака» не видел… Оторопел бы великий классик. Мундир сегодняшнего ряженого стоит целой ярмарки! Взять только медаль с надписью «4 года со дня вручения насеки атаману Беспросветного переулка».

Ну ладно, женщины, что с них взять. Сама природа создала их падкими на внешний лоск. Но, как же сами-то «казаки»? Неужели верят, что окружающие и вправду их считают тем, что нарисовано на их погонах? Верят! Им кажется, что если надеть бухарский халат, то непременно станешь узбеком. 

Они создают какие-то правила и традиции, какие-то скороспелые обряды, с упоением хлещут друг друга нагайками, уверяя всех вокруг, что это старинный казачий обычай. Ну, это-то вполне понятно и легко объяснимо. Потомки крепостных крестьян, они на генетическом уровне помнят самое яркое и характерное событие в многовековой юдоли их предков. Вот холопские седалища и тоскуют по розгам на конюшне.

Совсем недавно демонстрировали ролик, где мужики вовсю и с видимым удовольствием (а как же, всякому приятно отхерачить начальника!) лупцуют вновь избранного атамана, а у того на лице написано: «Спасибо, барин!»

Эти межеумочные создания совсем не знают историю. Как-то разминулись с ней в жизни. Да бог с ней, с историей. Для них и совесть, и порядочность – понятия потусторонние. С хамско-мужицкой косолапостью они вторглись в среду, совершенно чуждую им, непонятную и необъятную. Неуклюже переминаются, пытаясь осознать, куда попали, и за что схватиться, и попутно разрушая чужие святыни. Не понять им куцым своим умишком, что есть люди, для которых само понятие казак – это, прежде всего, священная память о предках, а потом уже погоны и атрибутика.

О предках же их хоть не спрашивай. Нарочно попытайте любого ряженого клоуна: «А ты к казакам какое отношение имеешь»? Захлёбываясь словами и отчаянно жестикулируя, он вам живо расскажет, что его дедушка был казак тамбовского войска, а документов нету, но он знает это от папы. И памятуя о том, что лучшее средство обороны, это нападение, подозрительно уставится на вас – «вы что, хотите сказать, что папа мой врать будет»? 

Современные «казаки», эти чисто физиологические создания, вовсе не задумываются о том, каким путём шли казаки к повышению в чине. Наши деды хотя бы только в последней, Второй Отечественной войне 1914-18 гг. половину Европы своей и чужой кровью залили, а выше вахмистра «за боевые отличия» подняться редко могли. Я уже не говорю про офицерские звания.

Передо мной портрет моего деда Дмитрия Семёновича, старшего урядника взвода разведки  3-ей Забайкальской казачьей батареи. Три Георгиевских креста и тяжелейшее ранение в бою под польской деревней Доманевице 22 февраля 1915 года. Только три лычки на алых погонах батарейца-разведчика. Но сегодняшние казачьи полковники и генералы, все вместе взятые, ничто по сравнению с ним!  

Читатель может спросить меня – так как же быть? Не восстанавливать казачество? Отвергнуть всю атрибутику? Вовсе нет, отвечу я.

Прежде всего, нужно спросить себя и правдиво ответить: А принадлежишь ли ты к казачьему народу? Если нет, тогда зачем тебе чужая история, чужая культура? Зачем тебе отвергать своих предков и льнуть к чужим корням?

Если же в тебе течёт казачья кровь, то она не позволит глумиться над памятью предков, над историей и культурой своего народа. Носи с удовольствием шаровары с лампасами, фуражку или папаху, ибо это твой национальный костюм, одежда твоих дедов и прадедов. Храни казачью культуру, пой казачьи песни, изучай и рассказывай детям историю своего народа. Словом – будь казаком!

Игорь Пушкарёв

Связанные

Оставить комментарий