Home Психология Плавание и ныряние

Плавание и ныряние

by admin

Существует всего два способа работы со знанием, это плавание и ныряние. Плаванием занимается большая часть человечества, начиная от домохозяек и заканчивая многими учеными-переписчиками. Суть этого явления в переливании знания из сосуда в сосуд по условной горизонтали. Вы взяли чашку с водой и перелили ее другому, он третьему и так бесконечно, одна и та же жидкость циркулирует без привнесения из вне, она меняет форму ибо зависит от емкости, немного меняет содержание, ибо мутнеет, очищается, разрастается, испаряется, но в целом, по настоящему, содержание тиражируется без изменений. Другое дело, процесс погружения.  Не многие занимаются научным дайвингом, причина проста, этим нужно жить, посвящая себя процессу и изучению, этим нужно наслаждаться потому что истина не приходит к тем кто не ждет ее как влюбленный свою любимую, но главное, погружение приводит к инсайтам. А еще к возрастающему давлению среды на погруженного, как много ученых сгорело в спорах и обвинениях в антинаучности, потому что знания которые они открывали не принимались в силу инерции мышления. Для мозга страшна неизведанность, вот он и цепляется за старое, боясь нового.  Но не все опасаются неясного.  

Там где заканчиваются общие сведения и поле для всех. Существует терра-инкогнита, территория где рождается новое открытие, в науке или мистике они приходят в виде озарений или инсайтов, недаром все открытия совершаются погруженными, через озарения как сумму опыта и мучительного поиска. Почему существует такая разница в подходах. Все дело в потреблении. Информация суть еда для разума, сама по себе информация пуста, но ее содержание всегда чувственно-эмоционально, люди живут на этом топливе. Долгая изоляция от информации и впечатлений, порождает голод. Сроки между физическим и эмоционально-информационным голодом у тела разные, но они у всех примерно одинаковы. А еще, ныряльщики, те кто перешагивая барьер общих знаний, обязаны становиться практиками, только на стыке информации и практики ее использования, возможен опыт и его конкурирующие состояния, порождающие эволюцию процесса.

Не каждый способен заниматься практикой знаний, по большому счету, многие семинары, продаваемые книги, лекции, это форма горизонтального плавания и потребления интеллектуальной пищи, почему многие посетившие десятки семинаров, возвращаются к ним же вновь под другой упаковкой, они не начинают жить и практиковать то чему их учат, это иждивенчество сродни постоянному посещению увеселительных и питейных заведений, вы сколь угодно можете призывать слушателей курсов, тренингов, симпозиумов, начать использовать полученное, их хватает не более чем на неделю, максимум месяц. Потому что практика или погружение, не для всех, только обладающие высоким потенциалом личности способны на перестройку своего образа жизни, способа мышления, привычек и иных аспектов требующих отдачи. Большинство предпочитают получать временное утоление жажды, до новых времен пока очередной порыв не потащит к новой порции. Потому то в сети интернета, так стало модно прошу прощение за выражение “опускать” людей проводивших тренинги, мол, что от них толку, их создателям важен гонорар. Кому то и правда уловившему тренд это не чуждо, но многие, практики сталкиваются с необходимостью свой потенциал не ограничивать, что ведет к разным формам трансляции опыта в том числе и в виде массовых выступлений. Только развитое в социальном и экономическом плане государство, способно удерживать в своем социуме научное поле и интерес не отдельного элитарного сегмента толпы, а именно вседоступности для целого населения державы. Потому то признаками упадка государственного строя, служат урезания образовательной и научной сферы как затратной и не приносящей сиюминутного дохода. Истинное знание всегда без выгоды, вспомните поступок Перельмана Г.Я., а ведь многие насмехались или недоумевали, как же так, отказаться от миллиона. Погруженному, важны не материальные ценности, а процесс открытия, он мыслит иными категориями и смыслами своего проживания в этом мире. Такие люди сродни семенам цветов случайно засеваемых в поле разносортной травы.   Что дает горизонтальное плавание? Информированность и как следствие расширение рамок потенциала тех моделей восприятия, которые существовали в объекте.  Потенциал раскрытия, это некая предрасположенность и запас сил на реализацию. Он есть у каждого от рождения. Но двигаясь по жизни мы его либо распаковываем, либо забиваем крышками нереализованности.

Нашу жизнь можно описать исходя из трех состояний. Первое, реализация заложенного потенциала. Второе, качество проживания, удовлетворенность, счастливость. Третье,  это компенсация неудовлетворительного раскрытия первых двух пунктов.

Предположим в каком то городке родился человек с предрасположенностью к точным наукам, потенциально он в перспективе хороший инженер, возможно ученый. Но в силу разных аспектов жизни, городок захолустный, родители асоциальны, и иные варианты. Ребенок, не реализовывает свои возможности, в нем нарастает напряжение. Любая система а человек, жизнь, отношения и т.д. это системы, так вот в любой системе есть напряжение как содержание требующее динамического раскрытия, если воду из стакана не выливать она стухнет, ничего нейтрального не бывает у всего есть ритмы реализации. Так вот, напряжение не удовлетворенного качеством жизни человека приводит его к компенсации, либо алкоголь, либо увлечения иными доступными ему проявлениями, не обязательно вредными, он может спортом начать заниматься, рыбалкой, охотой, а может и асоциально проявлять свою энергию.   Потому то для нормально развивающегося государства важны именно окна возможностей и так называемые социальные лифты для всех, они позволяют реализовывать потенциал целого народа. Иначе не реализация рождает высокое напряжение, недаром говорят в СМИ, социальная напряженность, подчеркивая это состояние общества. В западных сообществах этот процесс направляли в русло, бизнес реализации, социальных пособий, иными способами. В СССР пенсионные сроки, плановость хозяйства, строительство новых городов, объектов индустрии. Сейчас капитализм в его нынешнем состоянии столкнулся с проблемой развития. Это видно по затовариванию рынков излишними объектами производства, что по сути заставляет излишки ликвидировать за счет утилизации, но оное не решает проблему.  Любое развитие это экспансия во вне. Гибель страны советов отсрочила проблематику западного общества но не на долго. Существует две точки зрения на дальнейшее наше с вами движение.

Первая,  обнулить общество, откатить его развитие на пару столетий назад, а именно ухудшить и затруднить получение знаний, оставить науку прерогативой элитарной части социума, проредить население и так далее. Второй подход, не остановка в развитии а его продолжение. Смею вас заверить, первый способ о чем довольно не редко кричат адепты катастрофичности жизни, не проповедуется. Причина проста, смыслы если вы их не понимаете, принадлежат не вашей плоскости восприятия, а уровню выше, где вы включены в них как управляемая часть. В СССР это интуитивно или нет но понимали, потому то бросали все силы на науку. Второй способ это всегда выход в неизведанную землю, в поле называемое психологами – “здесь случаются чудеса”.

Почему выбрана вторая модель. Человечество не может без реализации потенциала, людям важна перспектива будущего не потому что они так хотят, а потому что нечто изнутри побуждает вас вечно испытывать информационно-чувственный голод, как форму мотивации движения. Мы все часть симбиотической системы, имеющей на нас планы. Противиться этому как противиться росту жизненно необходимого для вас растения, вы его убьете, а потом его отсутствие погубит вас.   Потому то процесс нельзя остановить, но можно возглавить задавая рамки русла течения этой энергии, снимая сливки.

В настоящем, мы наблюдаем отказ от углеводородных технологий в пользу иных более высоко развитых. Уже сейчас в Европе и некоторых штатах США рассматриваются проекты законов а в некоторых местах планеты приняты, ограничивающие потребление механизмов на нефти и газе. Китай, Европа и Америка включились в гонку за космическое первенство, зона развития человечества, предсказана еще Циолковским, она вне планеты и это место, способное дать импульс дальнейшего развития населения и реализацию напряженности потенциала.

Любые западные фантастические фильмы рассказывающие про космос, планетарную катастрофу вследствие истощения ресурсов, формируют окно возможностей, куда следует направить взор от негативного аспекта. А именно, люди обязаны привыкнуть к мысли, что ресурсы ограничены, планета на грани и нам жизненно необходимо объединившись уйти во вне, расширив зону реализации. А почему катастрофичность? СССР предлагал иной подход, описанный Стругацкими в серии “Полудня”, прогрессорство и социальную справедливость с ее  качеством жизни. Но те кто обуздал процесс формирования русла раскрытия нашего потенциала, не желают строить сообщества по принципу “Копного права”, и за пределами биосферы, по их мнению модель управления социумом должна оставаться прежней. Поживем увидим как оно будет. Я высказал свой взгляд по ряду насущных вопросов.  В заключении хочу привести один курьезный случай, чтоб вы поняли разницу между плаванием и погружением. 

Немецкий физик-теоретик Макс Планк, получив Нобелевскую премию по физике, отправился в турне и всюду выступал с одним и тем же докладом. Его шофер постоянно находясь в местах озвучивания доклада запомнил текст почти наизусть. Как то видимо в беседе с ученым, на фразу, надоело одно и тоже говорить десятки раз, предложил, давайте я вместо вас озвучу доклад а вы отдохнете в зале в шоферской фуражке. Идея пришлась по вкусу, сказано сделано.
В час икс, водитель действительно полностью воспроизвел текст доклада физика по квантовой механике. Конечно же в зале нашлись желающие уточнить ряд моментов и некий профессор задал докладчику вопрос, на что тот взяв театральную паузу, он был не лишен качества актера, заявил: «Никогда бы не подумал, что в таком прогрессивном городе мне зададут такой простой вопрос. С вашего позволения, я попрошу ответить на него своего шофера». После этого на подиум поднялся Макс Планк и продолжил отвечать на вопросы из зала.

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий