Home Психология Главная скрепа мира людей

Главная скрепа мира людей

by admin

Наше время можно обозвать «постгероическим». Любая героика – всегда размен жизни, ее времени или ресурса, на действие способное принести что-то другим, не себе. Современное время с его уровнем технологий, колоссальной конкуренцией между странами и иными хозяйствующими субъектами, обязывает, жизнь ценить. Фраза, «бабы нарожают еще», для современного мира, губительна. Почему губительна? В головах некоторых персонажей, она создает неверное представление о ценности человеческого ресурса.

 Высокая степень включенности людей в технологический, культурный, нравственный и иной формат современного бытия, предполагает высокую стоимость человека. Стоимость рождается не на пустом месте, а складывается из затрат общества, на приведение индивидуума к набору нравственных, интеллектуальных, функциональных компетенций, позволяющих ему ресурсировать общество, приносить пользу своим проживанием. Жизнь, всегда обмен, в ней все, имеет свою цену. Не подумайте, что эта цена, исключительно денежное выражение. Доброе слово, моральная поддержка или физическое участие, порой дороже денег. 

Раньше жизнь ценилась меньше, не только из-за высокой смертности, на фоне неразвитой медицины.  Ребенок рожденный в племени аборигенов, довольно быстро включается в полноценную роль члена общины. Племя пользуется его потенциалом уже лет с 6, а воином он становиться примерно с  14. В современном технократическом укладе ребенку приходиться взрослеть намного дольше.

 Рассказы наших бабушек и дедушек о пахоте поля, лет с 12, актуальны для уровня развития общества тех лет, современная жизнь иная. Инфантильность подростка не от нежелания включаться в решение современных проблем, а от отсутствия должных для их решения компетенций. Взрослеющим особям нашего вида, прежде чем начать приносить прибыль, от своего участия в жизни государства, приходиться переживать значительно больше трансформаций, чем такому же ребенку сто лет назад.

Сад, школа, развивающие кружки, институт, повышает уровень компетенций, нового члена общества. Нарожать не главное,  актуальнее смочь вырастить полноценного участника эволюционного процесса. И здесь все упирается в среду, которая либо препятствует этому, либо помогает. В этом корень падения рождаемости и ее взлета. А среду генерирует центр принятия решений. Что это за среда?

За последние десять лет, нас, потомков некогда высокоразвитой цивилизации, умеющей делать лишь калоши, как выразился один персонаж, настигло много разочарований. Одно из них, некое братство народов, которое было, а затем вдруг исчезло. Некогда казалось, общее культурное и нравственное поле, язык, история побед, трудовых завоеваний, все это сплачивает, на века, а выяснилось – рассыпается под ударами непреодолимых обстоятельств. Правда, силу разрушающую некогда нерушимую структуру, почему-то не рассматривают как основную, все больше акцентируясь, на второстепенном. Что это за сила?  Она называется «экономическая целесообразность».

Представьте ночную, промозглую погоду, в лесу или холодной степи, горит костер, обогревая своим теплом сгрудившихся вокруг него путников. Они говорят на разных языках, каждый несет за спиной, свою историю и культурное отличие, но им нет смысла враждовать друг с другом, потому как места хватает, ценность не их отношения, а этот ресурс, без которого холод может убить, а хищник покалечить или сожрать. Они договариваются и ценят друг друга не за разность, а за вклад каждого в поддержание огня, дающего тепло.

Для любого живого, всегда первично, выживание. Организму нужно, пить, есть, сохранять тепло, не болеть. А значит, все ваши отношения с сородичами вращаются вокруг этой идеи, всегда, во все времена. В одиночку можно выжить, но до определенных пределов, а например развиться – усилится, уже ресурса не хватит. Вот, гипотетический воин, он кажется таким сильным, умелым, но без тех кто его накормит, обует, изготовит оружие, даст возможность тренировать навыки, он никто. А значит только кооперация усилий нашего вида, позволяет всем, не просто выживать, а усиливаться перед суровостью среды, за счет научной и нравственной эволюции. Эту кооперацию усилий по получению жизненно важных ресурсов, называют экономикой.

Экономика, вот ключевое понятие в жизни любого общества. Именно экономика, формирует нацию, народ, общность. Вам удивительно, что именно она делает нас едиными?  А зря. Во все времена, чувство общности, любой группы складывалось из экономических интересов. Потому как они связаны с возможностью выживать и развиваться, за счет кооперации усилий социума. Общий язык, история и прочее, не дают глубокой связности. Потому что, размываются каждое последующее поколение и только экономическая целесообразность, вокруг каких то жизненных ресурсов сплачивает людей как замерзающих у ночного костра.

Являясь взаимосвязывающим социум полем, экономическое расслоение создает в нашем обществе, как напряженность, так и способствует снижению температуры социального горения. Вспомните рабочий коллектив в котором вам приходилось проживать часть своей жизни.  Вы мирились, подстраивались и иным образом адаптировались в нем, лишь за тем, чтобы обменять время своей жизни, на финансовый статус, позволяющий пользоваться благами генерируемыми социумом. 

А что было, когда ценность заработной платы и затрачиваемые вами, на ее получения ресурсы снижалась? Правильно, вы искали иной центр притяжения, другую работу. Ровно тоже, со всеми группами, невзирая на их размерность. Как только кризисные явления в экономике, превышают уровень заинтересованности в регулирующем ее центре, возникает потеря экономической связанности, субъекты экономических отношений, начинают искать связанность с теми кто поможет выжить и усилиться, образуя новые государства, сообщества и прочие формы отношений. Что мы и наблюдаем после распада союза. Холодильник, всегда побеждает. Потому что первично, для живого организма – выживание. Все остальное – конструкты способствующие этому. 

 Посмотрите как интересно мы живем, подтверждая спиральность истории. В СМИ, много рассказывают про бюджет, забывая, рассказать, о том что экономика живет не бюджетом, а оборотом, хозяйственной деятельности каждого ее субъекта, то есть нас с вами. 

Как в свое время утверждал промышленник А. И. Коновалов, описывая в начале прошлого века действительность царской России. Отожествление бюджетного благополучия с экономическим развитием – стратегическая ошибка. Хозяйственный прогресс не может зависеть лишь от соблюдения бюджетной дисциплины; необходимо проводить в жизнь начала правопорядка, дать подлинную гарантию имущественных прав, т.е. делать все то, что способствует самому широкому проявлению народной самодеятельности и предприимчивости.  Напротив, российская жизнь скорее доказывала парадоксальную связь: чем богаче казна, тем беднее простой народ.

Проживая в неверной парадигме смыслов, «шапками закидаем, вопреки победим, бабы нарожают, незаменимых нет» и так далее, общество фрагментируется, не только ментально, культурно, нравственно, но что самое страшное для него, экономически. Владея почти всеми ресурсами социума, некоторым группам, взобравшимся очень высоко в своем потреблении, невдомек, что превратившись, как говорит Пелевин, в «ротожопа», они убивают саму жизнь страны, планеты, препятствуют эволюционным процессам. Но эти процессы, не могут остановиться, потому как набрав скорость и массу, им не помешать, такая сила просто сносит барьеры с их охранителями.

Человек, всегда носитель потенциала, он не просто ходячий организм, а одаренный интеллектом и силой индивид, способный построить завод, изобрести лук, ружье, ракету. Ценность человеческого ресурса не столько в  потреблении, сколько в его способности созидать. Понимание ценности жизни, рождается, не из гуманизма, а целесообразности. Западные «геополитические – архитекторы», живут именно исходя из этой истины, расчетливо формируя коридоры внутри которых максимально возможная свобода, все равно ведет человеческую массу в нужном направлении. Ведь создав экономические условия, государство стимулирует развитие всего социума, конкурируя с себе подобными системами за жизнь в будущем. Любая конкуренция, всего битва структур и ресурсов, в том числе человеческих, интеллектуальных, духовных.

Разрушение всех великих империй, непременно начиналось с разрушения экономической связности центров.  Историческая, культурная, нравственная, коммуникативная общность работала ровно до того как только начинались настоящие экономические проблемы. Так распались империи Рима, Византии, древнего Китая, древней Руси, и так далее, а варвары и завоеватели, лишь довершали конец. Как довершает смерть организма, простой вирус гриппа, с которым ослабленное тело уже не справляется, получая критическое для жизни осложнение.

Время героев ушло, настала эпоха творцов, тех о ком писали Стругацкие. Находясь на пороге этой эпохи, мы, вглядываясь в даль, пытаемся отыскать в ней свое будущее. Но будущее всегда рождается из настоящего. Наше будущее будет таким, каким мы сами его сотворим. 

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий