Home Психология Немного о нашей слабости

Немного о нашей слабости

by admin

Недавно наткнулся на статью известного психолога который сравнивал терпеливых людей и их активных антиподов.

Автор в числе прочего писал такие фразы………. В то время как   многие люди много чего терпят. Активный человек способен, не делать того, чего делать не хочется.⠀Есть люди, которые просто от рождения себя так ведут. Они очень уверены в себе, никого и ничего не боятся. Иногда, правда, они кажутся хамами, но зато живут прекрасную жизнь.⠀

В коротком тексте описывалось, что многие проблемы в нашей жизни от неразумного терпения по причине внутренней слабости, мол попробуйте в общественном транспорте не уступить место пожилому или беременной женщине и оцените свой внутренний дискомфорт от этого действа. Автор призывал активнее посетить чудо тренинг на котором непременно расскажет как одолеть слабость, уныние и серость жизни.

Давайте порассуждаем, слабы ли  те кто по каким то причине не меняют сложные условия существования.

 Начну с конца, посещая метро или передвигаясь в автобусе, я давно обратил внимание, в крупных мегаполисах, внутренний цензор отвечающий за ощущение правильности поступков, у многих жителей претерпел изменения. В народе он зовется совестью. Здоровым обществом выработан общественный договор который звучит так, помоги и защити  слабого. Но в городе он в полной мере не работает. Довольно нормально выглядит картина, час пик,  метро, все лавки заняты мужским активным населением, стоячие места, теми кто не успел на сидячие, женщинами, стариками, детьми.

Психологам известен так называемый эффект  свидетеля, синдром Дженовезе.    Когда большое количество участников отношений понижает индивидуальную ответственность. Человек словно сливаясь с толпой делегирует ей личную свободу. Словно прячется в общем фоне и ссылается на него если возникают какие либо остро социальные моменты.

 Почему многие пройдут не помогая упавшему или не откликаясь на призывы о помощи, дело не в современных установках и отсутствии культуры, причина в скученности населения, закинь такого не уступающего место в метро обывателя в деревенский автобус  и он оказавшись заметным будет соблюдать нормы морали окружающего его социума.

Большие массы народа не зря рассматриваются учеными как системы имеющие свои закономерности управляющие каждым участником. Воспитывает моральных рабов не государство а безразличная городская среда в виду скученности людей.     

К примеру, активная протестная часть французских улиц это националисты в том числе арабская молодежь, не принимающая нормы большинства, живущая исходя из интересов братства или группировки. Не зря же американские разведки так курировали националистов Украины прежде чем с помощью них раскачать страну в череде майданов.

Если вдуматься, способен ли каждый преобразится до состояние в котором он вдруг станет активным, ярким, решающим вопреки остальным, отстаивающим только свою точку зрения как единственно верную, думаю это абсурдно по самой природе живых видов. А значит упрекать людей в нежелании менять свою жизнь к лучшему так же наивно. Как говорит Далай-лама. Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Любой вид живых существ, имеет распределение 80 и 20, где 20 это беспокойное меньшинство, активные пассионарии как писал Лев Гумилев. Они просто рождаются, не важно в тоталитарном или демократическом обществе, в городе или деревне, в семье фермера или ученого, более того такая внутренняя данность не зависит от воспитания и места рождения, культуры или условий жизни  это статистическое распределение. Скорее всего оно выгодно природе в виду ее эволюционной направленности, где меньшая но активная часть выступает в роли зажигания в машине, дает искру как и сгорает в разгоревшемся пламене подхваченном остальными. Замечено, революция пожирает своих первых зачинателей, причем всегда и стабильно. На войне быстрее гибнут те кто менее бережется увлекая других в атаку. Немногие из первых ленинцев добрались до старости, так же как и участники первой французской революции истребили ее лидеров. Поэтому родится в этих 20 процентах не значит позитивно встретить старость, часто до нее доживают спокойные и рассудительные, они же и дают потомство. Быть хамоватым и напористым, берущим от жизни все, если это не изворот воспитания, не значит разумная позиция. Человечество выжило благодаря силе терпеливого большинства а не метаниям беспокойного меньшинства. Но некоторые психологи и иные гуру в погоне за трендами и деньгами, штампуют лозунги о роли индивидуальной силы как единственно верной.  

А вот действительно отчего многим так тяжело вырваться из оков повседневности и изменить свою жизнь? Все ли дело в трусости, неактивности, не желании, отсутствии воли?

Человек живет в дуальном мире в котором его противоположностью выступает внешняя среда, взаимодействуя с которой рождается опыт и формы раскрытия его внутреннего и внешнего потенциала.    Среду удобно рассматривать как структуру. Имеющую оболочку, внутреннюю упорядоченность элементов и динамику их взаимодействий с вами. По сути структура для человека это несколько доминирующих явлений в жизни связанных между собой и задающих рамки или границы жизнедеятельности. Например место проживания, условия, семья, ее внутренние правила, роли, участники. Это малая структура, она вложена в структуру побольше. По мере развития к ней добавляются элементы учеба, работа, развиваясь мы словно привязываемся ко все новым и новым элементам задающим степени свободы. Порой сломать структуру невозможно в виду того что взаимодействие с ней так фундаментально, что нарушение конструктивных элементов повалит все здание почти целиком. Часто человек не располагает большим выбором ввиду сложившихся обстоятельств и вынужденно включив режим выживания пребывают на некомфортной работе, в токсичных семейных отношениях, отказывают себе ради других членов семьи, пытаясь отдать лучшее детям или старикам родителям. Именно структура задает правила не вы, она заставляет вас двигаться в ней по пути наименьшего сопротивления и вот мы подошли ко второй причине. Наш мозг вообще не любит среду лишенную предсказуемости, ему важны точки опоры и возможность выстроить закономерности развития событий на кратковременную перспективу. Поэтому все попытки что либо изменить вызывают в нем неприятие в виде страха, так он отпугивает вас от перемен и его можно понять, лучше как говорят синица в руках чем журавль в небе. Часто человек вспоминая молодость считает, как много сил в период детства и юности мне было отпущено. Верно, энергии всегда отпущено ограниченное количество, в начальный период жизни ее с избытком по причине необходимости выжить и закрепится, с возрастам источник иссякает причины разные в том числе и питание и подвижность и мысли. Поэтому третья причина по которой человеку сложно менять свою жизнь, количество энергии, часто его не достаточно, перемены затратны это факт, а в этом мире все упирается в минимизацию ее затрат или покою. Пожалуй это три главных фактора. И каждый по своему решает вопрос с действиями по изменению деструктивной составляющей в жизни. Закончить хочется фразой героя романа 12 стульев, Остапа Бендера на лекции устроенной им в помещении клуба «Картонажник».

— Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть я хотел сказать — в шахматы… 

Остап прав, только действие рождает последствия, страхи и иные ментальные конструкции всего лишь ограничители. Опыт важнее чем сотни слов, именно благодаря ему мы становимся умнее и разносторонне развитие. 

Роман Воробьев

Связанные

Оставить комментарий